Полчища непарного шелкопряда "окопались" в 40 км от Тюмени.
В Исетском районе вредители до неприличия «раздели» березы. В лесных массивах они стоят совершенно голые, без листьев. Местные жители говорят, что еще недавно здесь можно было снимать фильм ужасов, для которого не нужны ни декорации, ни спецэффекты.
Представьте себе такую картину: вы заходите в лес с голыми ветками, вам на голову постоянно что-то падает, а на земле плотным ковром лежат листья, и вся эта зеленая масса еще шевелится.
Настолько много в лиственных лесах было черных мохнатых гусениц непарного шелкопряда. Этот вредитель поражает лишь лиственные леса, и так близко к Тюмени он еще не подходил. Когда гусениц очень много, они съедают все подчистую.
Березы с объеденной листвой можно увидеть в районе Шорохово по Червишевскому тракту. А вдоль трассы Исетское — Ялуторовск вредители съели целые лесные массивы.
Каковы масштабы нашествия? Откуда взялась эта напасть и почему с ней не борются? С этими вопросами мы обратились в Центр защиты леса Тюменской области, филиал Федерального бюджетного учреждения «Российский центр защиты леса».
Как нам рассказала директор филиала Светлана Тымченко, в конце июня они вместе с Тюменской базой авиационной и наземной охраны совершили облет районов Тюменской области, где были зафиксированы очаги поражения непарным шелкопрядом. Это Тюменский, Юргинский, Заводоуковский, Ялуторовский и Исетский районы. На их территории все лиственные деревья сплошь объедены непарным шелкопрядом.
По последним данным, вредитель уже перешел границу Ялуторовского района и перекинулся на соседний Ярковский район. Гусеницы наступают с южных районов области, в свою очередь туда они попали из Казахстана. Захват новых территорий связывают с потеплением климата.
Сейчас, по словам Светланы Тымченко, массовое поедание листвы в тюменских лесах прекратилось, гусеницы окуклились и сейчас превращаются в бабочек. Ни куколки, ни бабочки листья уже не едят. Так что у пораженных вредителем деревьев будет достаточно времени, чтобы выпустить новые листочки. Кстати, по последним наблюдениям специалистов, в том же Исетском районе на березах уже начали появляться маленькие листочки, и за пару недель они могут полностью восстановить летний наряд.
Светлана Тымченко уверена, что на самом деле никакого вреда от вредителя кроме того, что он на время оставляет деревья без листьев, нет. Березы и осины не погибают, даже если с их веток поедают все листья. Это подтверждается многолетней статистикой. На этом моменте Светлана Тымченко попросила сделать акцент, так как в Тюмени уже было началась паника. В «Центр защиты леса» звонят постоянно. Причем не только дачники, у которых вредить напал на садовые деревья и кустарники, но и грибники, ягодники, охотники. Люди сокрушаются по поводу съеденных под корень зарослей черники, опустевших лесов, из которых уже якобы ушли все звери, по поводу мертвых гусениц, которыми была усыпана вся земля в лесах.
Кстати, это и к лучшему. В целом ряде очагов гусениц было настолько много, что они съели всю кормовую базу и умерли с голоду, не успев окуклиться. Нет куколок — нет и бабочек, которое откладывают кладки с яйцами на деревьях в виде желтовато-серых подушечек с ворсом. Их советуют срывать и сжигать, либо смазывать отработанным моторным маслом во время организованных акций по защите леса.
Предполагают, что панические настроения по поводу тотального уничтожения деревьев подогревают лесопользователи, чтобы морально подготовить население к массовым вырубкам. Светлана Тымченко уверяет, что этого не будет. Дело в том, что прежде чем срубить дерево, нужно еще доказать, что оно погибло. Бояться все-таки нужно не гусениц, а тех, кто ходит на двух ногах и случайно или неслучайно устраивает пожары, после которых сплошной вырубки точно не миновать.
Что интересно, нашествие непарного шелкопряда, которое пережили — будем надеяться — наши леса, ожидали еще в прошлом году. Прогноз был составлен «Центром защиты леса Тюменской области» и передан в вышестоящую инстанцию. Однако средства на обработку 150 тысяч га лесов из федерального бюджета не были выделены. Не проводилась масштабная обработка и за счет областного бюджета.
Как пояснила Светлана Тымченко, эта статья расходов довольно затратная, так как обработка лесов из-за большого количества водоохранных зон, населенных пунктов возможна только с земли, со специальных машин.
Этой осень специалисты «Центра защиты леса Тюменской области» намерены в очередной раз посчитать яйцекладки на деревьях в очагах распространения вредителя, чтобы выяснить, что нас ждет в следующем году. Если нашествие продолжится с той же интенсивностью, гусеницы доберутся до тюменских парков и скверов.